Разгадка еврейской загадки

Светлой памяти моего отца – Шахно Мордуховича Кауфмана [1] .

Под впечатлением ответа [2] Бориса Абрамовича Кушнера на “трёхтысячелетнюю загадку” [3].

Загадки

(из [3] – почти дословно)

  • почему судьба еврейского народа уникальна – этот народ переживает всех своих врагов
  • почему роль евреев в мире уникальна – влияние евреев несоизмеримо с относительной их численностью

Предварительные замечания

Ниже представлена разгадка – три ключевые особенности еврейского воспитания.

Исключительно важно понимать – живём мы в вероятностном мире. Указанные особенности могут проявиться в какой угодно среде. Однако именно в еврейской среде они встречаются с вероятностью достаточно высокой, чтобы кардинально влиять на судьбу еврейского народа и его роль в мире.

Очевидна связь этих особенностей с иудаизмом, однако связь эта не слишком жёсткая – приверженность иудаизму и даже глубокие знание его основ вовсе не обязательны.

Разгадка

Три ключевые особенности воспитания обычно формируют еврея

  1. Отец говорит сыну в день 13-летия: “ты теперь за всё отвечаешь сам”
    • обычно добавляют “перед Всевышним”, но главное для нас – сам, и только сам!
    • в результате для еврея становится естественным
      • самому отвечать за свои дела
      • не нуждаться в посредниках, снимающих с него часть ответственности
        • как с “раба Божия”
          • типа попа-батюшки или иного наместника Всевышнего, вольного освобождать от грехов и иной ответственности – ибо “не ведаем, что творим”
      • стремиться освободиться от лишних посредников
  2. Отец говорит сыну: “Ты обязан быть на голову выше конкурентов, если хочешь их победить! И ты сможешь!”
    • в результате еврей
      • знает, что должен быть значительно лучше, чтобы достичь того же, чего другие достигают, возможно, много легче
      • считает нормальным выделяться из толпы
      • не творит себе кумиров
  3. Отец постоянно учится, почитает и главного учителя – Творца, и тех, у кого учился, и тех, кто выучился – личным примером приучает сына к тому же
    • еврей с детства привыкает регулярно общаться с Творцом, не только учась и отвечая перед Ним, но и обсуждая с Ним повседневные дела, советуясь, выступая со-Творцом своей жизни.

Отсюда

  • уникальная история
  • уникальное влияние
  • ненависть завистников

И никакой загадки.

Уточнения

  • Не принципиально, кто именно Ваш наставник – отец, мать или бабушка
  • Не критичен именно день 13-летия 🙂
  • Не столь уж важно, говорят ли Вам о непосредственной близости к Творцу или к Природе. Важно отсутствие посредников
  • Совсем не важно, набожны Ваши наставники или секулярны
    • однако исключительно важно, чтобы Вы поняли – горизонт планирования достойного, ответственного человека простирается за рамки его личной жизни
      • это совсем не набожность, это “хорошая” религиозность (в смысле Валентина Фёдоровича Турчина)
  • Итак, принципиально важны:
    • Личная ответственность перед всем сущим, своими детьми в первую очередь
    • Непосредственная близость к Высшему, Природе, Творцу
    • Непрерывное учение, обучение, со-авторство, со-творение
  • И, конечно, способность со всей результирующей мощью отстоять, защитить свою самость, самостоятельность, независимость

Дополнения

  1. В мировосприятии евреев, выраженном в том числе и в иудаизме, отсутствие посредников между личностью и непознаваемым Творцом важнее единобожия
    • интересна в этой связи потенциальная роль и идейное влияние блокчейн-технологии
  2. Я сознательно не причислил к ключевым требование брать в жёны только евреек и определение еврейства по матери.
    • Это, несомненно, важные правила (хотя и часто нарушаемые). Не будь их, много больше евреев отошли бы от еврейства и не стали соблюдать законы женитьбы и причисление к евреям, особенно в условиях угнетения. Однако с точки зрения разгадки указанные выше три обстоятельства важнее.
  3. Трех ключевых особенностей достаточно, ИМХО, но их действие, возможно, усилено другими факторами
    • теми же брачными и идентификационными законами, грандиозными и успешными усилиями для воссоздания центров еврейской культуры, включая такие её форпосты, как современный Израиль …
  4. Возможны, конечно, предложения заменить яйцо на курицу или обратно, но загадки как таковой не остаётся – перечисленных особенностей воспитания – достаточно
  5. Этого достаточно, чтобы придумать и внедрить уникальную технологию выживания, уникальную независимость взглядов и поведения, уникальную эффективность в исполнении замыслов.
  6. К слову, я заметил, что при попытке решить нашу загадку эрудиция иногда скорее мешает выделить главное, чем помогает. Но иногда, к счастью, скромной эрудиции вполне хватает, чтобы главное всё же ухватить.
    • Достаточно личного жизненного опыта, ИМХО.

Благодарности

Мне очень повезло с отцом – нашим с Кюфом Батей – Шахно Мордуховичем Кауфманом (и, конечно, фантастически повезло с мамой Шурой и мамой Эдей, но это отдельная песня).

Все три ключевые особенности еврейского воспитания – Батин живой пример и Батины слова в день моего 13-летия. Вот и вся разгадка. 🙂

Спасибо огромное Эле Киуру за настоятельный совет эту заметку записать. Сам лучше понял. 🙂

Разговор с Асей Лапидус помог мне сделать текст более ясным (надеюсь 🙂 ).

Ссылки

  1. Виталий Кауфман.“Горбатый запорожец” – к 100-летию со дня рождения Шахно Мордуховича Кауфмана
  2. Борис Кушнер. Одна, но пламенная страсть.
  3. Игорь Шафаревич. Трёхтысячелетняя загадка. История еврейства из перспективы современной России.

Связанные ссылки

Конструктивная критика приветствуется. Замечания направляйте, пожалуйста, авторуВиталию Кауфману (отправляя письмо, не забудьте убрать антиспам в адресе).

4 comments for “Разгадка еврейской загадки

  1. В.Тёмов
    28.05.2019 at 22:57

    Третья, самая важная, загадка: во все века смертельная ненависть, или, в “лучшем” случае, недоброжелательность со стороны всех соприкасающихся народов. Иногда затрудняет жизнь… 🙂 … (-:

  2. Valeri Väisänen
    30.05.2019 at 17:23

    Вот мой пример (без всякого еврейства)
    Первые четыре класса я учился плохо, каждый год была угроза остаться на второй год. Мама упрашивала учительницу не делать этого. Но после четвертого класса, меня не хотели переводить в пятый класс и предупредили маму где-то в марте. Она, естественно, очень расстроилась, взяла голик (веник) и выдрала меня как сидорову козу, приговаривая: “Я единственный инженер в леспромхозе, а мой сын позорит меня своей отвратительной учёбой” В итоге за последнюю четверть я заслуженно был переведен в 5-й класс, а с 7-го был одним из лучших учеников в школе. И всю оставшуюся жизнь старался не опозорить свою маму.

    • 30.05.2019 at 19:33

      Уверен, что твой пример “без всякого еврейства”? 🙂
      А если серьёзнее, то своевременный и точно дозированный родительский ремень – эффективнейший метод взаимодействия с отпрысками, ИМХО. 🙂

Добавить комментарий

Translate »