Посвящается Адольфу Львовичу Фуксману – создателю знаменитых ежегодных школ по системному программированию.
“Я давно уже открыла, что людей легче заставить плакать или ахать, чем думать”.
“Доктор приходит к больному малышу. Видит — его младшая сестренка бегает по полу босиком.
– Ну-ка, красавица, надень тапочки, а то заболеешь.
После ухода доктора мать замечает, что девочка все еще бегает босиком.
– Ты слышала, что доктор сказал?
– Да, он сказал, что я красавица.”
Горизонт планирования
Путь от современного общества до общества культивируемого понимания не может быть лёгким. Слишком много предстоит понять, сформулировать, сделать всеобщим достоянием, встроить в общественный механизм.
Уже поэтому следует ставить перед собой цели с горизонтом планирования, достойным такой задачи, а именно выходящим за рамки индивидуальной человеческой жизни. Поведение с таким горизонтом планирования естественно называть религиозным.
Наша цель – построить школу понимания, стимулирующую, культивирующую и распространяющую понимание, взаимопонимание и взаимодействие, одновременно стимулирующую, культивирующую и распространяющую отказ от противоборства там, где возможен достойный компромисс.
Конечно, для этого следует стремиться выделять прежде всего то, что людей объединяет, а не то. что их разъединяет. И затем концентрироваться именно на этом, не позволяя себе и другим уходить от сути дела.
Например, следует выделить для обсуждения общие цели на общем горизонте планирования (о них договориться относительно легко), а не пытаться обсуждать особенности веры – типа строения троицы – о них договориться практически невозможно.
См. также Культ понимания, Чаво, Регистрационная революция
Роль в культе понимания
«Школе понимания» предназначена роль двигателя на пути от современного общества к обществу культивируемого понимания.
Предстоит целенаправленная долговременная работа – работа, с трудом представимая без организации людей, объединённых культом понимания, школы единомышленников, объединённых согласованными стимулами, институтами и методами.
Кто-то должен этим заниматься, где-то эти дискуссии должны проводиться, участники должны быть заинтересованы, вдохновлены и поддержаны, результаты должны быть оформлены и сделаны публичными.
Для этого и нужна школа понимания.
Двигатель в культе понимания я предпочитаю называть “школой“, а не, скажем, “движением” или “сообществом”.
Мне повезло учиться и учить в очень приличных школах (например, МГУ им. Ломоносова, школе им. Колмогорова для особо одарённых детей, в знаменитых школах Фуксмана по системному программированию). Так что к слову школа я отношусь с особым почтением и без напряжения связываю именно это слово с культом, процессом и результатом “понимания”.
В том числе, естественно, с просветительской, преподавательской деятельностью (например, с подготовкой учебников).
К тому же хорошая школа начинает работать на всех, к ней причастных, уже в процессе своего формирования. В нашем случае это особенно актуально.
Школа понимания должна быть (и. надеюсь, окажется) способной эффективно работать для каждого, кто проникается её идеями, стимулами и методами, даже при отсутствии или недостаточной готовности соответствующих институтов.
Подчеркну, что школа понимания должна строиться и работать с горизонтами планирования, выходящим за рамки жизни, потому что только такие горизонты согласуются с порядком приоритетов, первым из которых названа безопасность.
Безнадёжно обеспечивать безопасность, не опираясь на религиозность указанного характера, в условиях, когда существуют отнюдь не воображаемые, а совершенно реальные опасности, на религиозности основанные.
Ключевые идеи
-
- Школа понимания призвана романтизировать и культивировать
- понимание и озарение, причём на уровне эмоций, сопоставимом с тем, на котором воспевают, скажем, любовь (к партнёру по жизни, к детям, к родине, к Б-гу и т.п.)
- отдавая, наконец, должное эмоциям творца, которого посетило озарение, ученика, который, наконец, понял, или эмоциям учителя, восхищённого успехами своего ученика
- возвести эти эмоции на пьедестал, сопоставимый с пьедесталом традиционно воспеваемых эмоций мировой культуры
- отдавая, наконец, должное эмоциям творца, которого посетило озарение, ученика, который, наконец, понял, или эмоциям учителя, восхищённого успехами своего ученика
- сохранение и созидание, а не разрушение
- стремление тщательно проверять получаемую информацию
- предпочитать информацию “из первых рук”
- надеюсь в ближайшее время существенно облегчить получение информации именно таким образом
- тщательно анализировать и сопоставлять данные из разных источников
- проверять достоверность ссылок и иных источников информации
- в том числе опираясь на их репутацию
- при невозможности проверить факты самостоятельно
- в полной мере используя, в частности, современные сетевые средства
- при невозможности проверить факты самостоятельно
- в том числе опираясь на их репутацию
- поиск согласованных целей, объединяющего, общего, поиск компромисса, а не поиск разделяющих, а тем более, противопоставляющих целей и аргументов
- скорее способность провести содержательную, продуктивную дискуссию, чем способность победить в споре
- скорее способность сохранить, сделать открытие, понять, объяснить, построить, чем покорить, разрушить, уничтожить
- понимание и озарение, причём на уровне эмоций, сопоставимом с тем, на котором воспевают, скажем, любовь (к партнёру по жизни, к детям, к родине, к Б-гу и т.п.)
- Школа понимания создаётся людьми для людей
- а не, скажем, кем-то внешним по отношению к человечеству (Всевышним, например)
- Школа понимания должна быть и школой самообучения
- учить учиться — важнейшая задача настоящего учителя
- умение учиться самостоятельно становится критичным в нашу сверх-динамичную эпоху
- учить учиться — важнейшая задача настоящего учителя
- Школа понимания призвана романтизировать и культивировать сущности в соответствии со следующими приоритетами:
- суть
- красота
- удовольствие
- польза
- гармония
- Школа понимания трактует традиционные приоритеты в следующем порядке:
- надежда
- любовь
- вера
- Школа понимания не нуждается в вере как обязательном атрибуте религиозного поведения. Вполне достаточно надежды
- С позиции школы понимания особо почитаемые роли в обществе: творец, хранитель, учитель, родитель, строитель, учёный, …. – профессии, основные ценности в которых – за пределами жизни индивидуума
- Открытое, созданное, выращенное, построенное останется после нас, если будет сохранено, понято, применено
- Лучше понимаем, лучше сохраняем, лучше ценим озарение, понимание и творчество в целом – лучше решаем проблемы противостояния, лучше находим компромиссы, лучше убеждаем, лучше умеем искать продуктивный путь развития
- Сторонник любой религии вполне может одновременно принадлежать к школе понимания – ведь в ней выделено общее позитивное начало разных религий, не противоречащее желанию “сеять разумное, доброе, вечное”. 🙂
- Вопросы веры не должны быть предметом обсуждения в школе понимания
- Школа понимания создаёт возможность противостоять радикализму (фашисты, коммунисты, радикальные мусульмане, …), определяя реальные согласованные обществом цели за пределами жизни отдельного человека.
- Школа понимания не должна (в соответствии с идеями привычнологии), покушаться на радикальное изменение существующих реалий, должна в максимально возможной степени на них опираться и постепенно корректировать, если требуется.
- Школа понимания вполне может опираться на поддерживающие структуры (по типу OpenSource сообщества), осваивает существующие и строит новые “центры” понимания (в том числе виртуальные) типа университетов, музеев, форумов, включает подготовку “учителей” школы понимания (администраторов форумов, членов наблюдательных советов и др.)
- Школа понимания призвана романтизировать и культивировать
Связанные культы
- понимания
- обратной связи
- подлинности
- репутации
- (аккуратной) цитаты
- изучения-обучения
- (проверяемого) результата
- (спокойной) религиозности
- счастья
Связанные технологии
- Alex Krol. Проектное обучение
- Психологические механизмы защиты личности – поиск
- В том числе препятствующие пониманию, исследования внутреннего аморализма …, кризис понимания
Дополнения
Религиозное поведение
Валентин Фёдорович Турчин называл поведение с горизонтом планирования, выходящим за рамки жизни человека, поведением религиозным.
Нет сомнений, что любая из мировых религий ставит перед человеком цели, выходящие за рамки человеческой жизни, стимулирует религиозное поведение.
Вместе с тем само слово “религиозный” вызывает у людей весьма неоднозначную реакцию, вплоть до агрессивно-враждебной. Тем не менее использовать именно это слово может оказаться разумным по многим причинам.
Подчеркну важнейшую – культивируя понимание, не следует придумывать новые слова (новые термины) там, где прекрасно работают старые.
С другой стороны, постараемся использовать это слово как можно реже, чтобы избегать ассоциаций, накопившихся в результате не слишком аккуратного его использования (в течение тысячелетий!), но по сути сбивающих с толку.
Отмечу кстати, что и привычнология рекомендует не торопиться изобретать новые термины. 🙂
Кстати, спокойный разговор о религиозности и религии может служить эффективным тестом на способность читателя содержательно воспринимать эти заметки. 🙂
От религиозного поведения к религии
Систему стимулов к религиозному поведению, а также систему поддерживающих эти стимулы институтов и методов (практик) естественно называть религией.
Конечно, возможны и реально существуют очень разные религии, каждая со специфической системой стимулов, институтов и практик.
Например, такая религия, как патриотизм, стимулирует религиозное поведение, ставя заботу о родине выше страха смерти. Такая религия, как коммунизм, ставит заботу о наступлении коммунизма выше заботы о своей жизни, и уж тем более выше заботы о жизни чужой.:). Такая религия, как христианство, ставит заботу о вечной жизни в раю выше заботы о благополучии земной жизни и выше страха смерти.
Важно понимать, что религиозное поведение совершенно не обязательно стимулируется так или иначе понимаемой верой, в частности, верой в так или иначе понимаемого Всевышнего.
Вместе с тем нет сомнений, что религия (как система стимулов к религиозному поведению) оказывает мощное влияние на поведение человека в обществе.
Это влияние может помогать человеку справляться с трудностями, быть интегрированным в общество, быть довольным жизнью, быть счастливым, наконец.
С другой стороны, опыт показывает, как разрушительным может быть это влияние, когда религиозные стимулы оказываются направленными на противоборство с людьми, исповедующими иную религию или не исповедующими никакой.
Любая из указанных выше религий-примеров неоднократно приводила к кровопролитным войнам.
Наша цель – постараться построить школу понимания (в указанном выше смысле, если угодно, религию понимания (*), стимулирующую, культивирующую и распространяющую понимание, взаимопонимание и взаимодействие, одновременно стимулирующую, культивирующую и распространяющую отказ от противоборства там, где возможен достойный компромисс.
Конечно, для этого следует стремиться выделять прежде всего то, что людей объединяет, а не то. что их разъединяет. И затем концентрироваться именно на этом, не позволяя себе и другим уходить от сути дела.
Например, следует выделить для обсуждения общие цели на общем горизонте планирования (о них договориться относительно легко), а не пытаться обсуждать особенности веры – типа строения троицы – о них договориться практически невозможно.
К счастью, с нашими целями подобные особенности, как правило, никак не связаны, нашим целям никак не противоречат, поэтому совершенно незачем о них договариваться.
Хорошая религия и хорошая наука дополняют, а не противоречат друг другу.
Скажем, в мире много чудес. Хорошая наука – одна из таких чудес. Но важно понимать, что научный метод основан на возможности воспроизвести предсказанные результаты в эксперименте. Чудо не может быть предсказано и воспроизведено надёжным способом. Так что области применимости науки и религии существенно различаются.
Об “озарении”
С пониманием тесно связано озарение. Я даже сначала использовал именно это слово в названии нашей школы, но Николай Мустонен пока охладил мой пыл. 🙂
Основные аргументы Николая (в моей интерпретации):
- суть дела – именно в понимании, а не в озарении
- озарение знакомо далеко не всем, кто прекрасно знает, что такое понимание
- понятно, что такое культура понимания, но совершенно непонятно, что такое культура озарения
Другими словами, вполне можно согласиться, что озарение – праздник понимания, пик, миг удачи.
Но всё-таки именно понимание – повседневная практика и цель “правильной” дискуссии. так что это слово лучше подходит в качестве названия нашей школы.
Тем не менее приведу ниже и свои аргументы “за”. Чтобы было легче обсуждать возможные новые аргументы как “за”, так и “против”.
Во-первых, название нашей школы, обслуживающей культ понимания, претендующее на известность, должно быть привлекательным, ярким, запоминающимся.
Во-вторых, оно должно прямо отсылать к хорошо знакомому состоянию удовольствия, эйфории, даже счастья.
Во-третьих, именно озарение – базовый акт понимания. Ощущаемый как истинное удовольствие, особенно ясно чувствуемый и связанный с сильными эмоциями. когда понимание приходит не сразу, а ощущается как награда за серьёзные усилия.
Озарение вполне может быть ассоциировано с состоянием счастья, хорошо знакомым очень многим, особенно творцам в самом широком смысле этого слова – родителям, воспитателям, кулинарам, строителям, программистам, учёным, инженерам, бизнесменам, музыкантам, художникам ….
Не зря это состояние описывается знаменитым воплем Архимеда: “Эврика!”, с которым он, по преданию, выскочил из ванны, поняв, что тело выталкивается из воды с силой, равной весу воды, вытесненной этим телом – т.е. поняв суть “закона Архимеда”. 🙂
Кстати, одно из определений счастья – это состояние программиста в течение первых пяти минут после того, как программа заработала 🙂 – другими словами, наступило взаимопонимание программиста с компьютером.
Ещё одно знаменитое определение счастья: “Счастье – это когда тебя понимают“. 🙂
Надеюсь, теперь понятно, что озарение – очень подходящее слово в названии нашей школы.
О проверке достоверности
Недавно стал участником характерного спора. Я рассказал за столом, что узнал много для себя нового из трилогии Виктора Суворова “Против всех”. Мне возразили, что доверять этому автору нельзя, потому что его книги основаны на подтасовке фактов – это “убедительно” доказывает Алексей Исаев, в частности, в своей книге “Антисуворов”.
Я об Исаеве слышал впервые и, естественно, спросил, почему следует доверять именно Алексею Исаеву, а не Виктору Суворову.
Мне сказали, что Исаев убедительно объясняет, как именно Суворов добивается доверия читателя – ссылается на огромное количество открытых документов, но при этом регулярно перевирает их в своих интересах, явно рассчитывая, что читатель не будет эти ссылки проверять по первоисточникам.
Я, конечно, решил проверить подобные утверждения. Благо современная Сеть позволяет сделать это с невиданной ранее лёгкостью.
Найдя в Сети книгу “Антисуворов” Алексея Исаева простым запросом “Антисуворов”, я убедился, что он действительно в самом начале обвиняет Виктора Суворова в намеренном искажении первоисточников, в частности, сведений из статьи “Хвалей С. Ф. На Северо-Западном фронте (1941—1943): Сборник статей. М.: Наука, 1969. С. 310”.
Столь же легко найдя в Сети первоисточник, т.е. эту статью С.Ф.Хвалея, немедленно убеждаюсь, что как раз Исаев в свой книге “Антисуворов” злонамеренно искажает статью Хвалея – делает именно то, в чём без всяких к тому оснований обвиняет Виктора Суворова.
При этом весьма квалифицированно с точки зрения профессионального дезинформатора рассчитывает убедить (точнее, ввести в заблуждение!) именно такого (и только такого) читателя, который не приучен проверять ссылки (или такого, который лишён такой возможности, например, из-за закрытых или, тем более, уничтоженных архивов).
Важно подчеркнуть, что это именно фальсификация, а не случайная ошибка.
Скажем, Исаев старается доказать, что Хвалей описывает место действия, которое на самом деле находится далеко от государственной границы, и тем самым якобы противоречит утверждению Суворова о близости места действия к границе. Делает он это следующим способом.
В собственной “подаче” текста Хвалея Исаев опускает как раз тот самый фрагмент, который подтверждает мысль Суворова – именно тот фрагмент, где Хвалей явно характеризует место действия – “близ западной границы Советской Литвы”.
Вот текст Хвалея: “Дивизия встретила врага близ западной границы Советской Литвы, в районе Кельме — Кражай”. А вот текст Исаева:”полковник ясно указывает рубеж развертывания дивизии: Кельме — Кражай. Читатель, не поленись взять карту и посмотреть, насколько это близко к границе”.
Остаётся добавить, что, убедившись в фальсификации со стороны Исаева (рубеж развёртывания дивизии оказался в реальности отличным от того места, куда дивизия переместилась, уйдя на полевые учения вблизи границы), я, естественно, не стал тратить своё время на проверку иных его попыток очернить Суворова – репутации Исаева как источника информации им самим был нанесён непоправимый урон.
Термины
- Воронка продаж (sales funnel) – принцип распределения клиентов по стадиям процесса продаж от первого контакта до заключения сделки.
Ссылки
-
- Незнание – сила: почему некомпетентные люди не понимают своей некомпетентности?
- Журнал “ПониМашка”
- Детская комната Лары Шпильберг
- Роберт Джон Ауман
- “Вера и научное знание сосуществуют, потому что они не могут конфликтовать, у них нет общего предмета”.
- Наука, считает Ауман, чаще задается не вопросом о причинах явления, а тем, как объяснение этого явления связано с другими объяснениями этого и других явлений. Религия такими вопросами не занимается. «Религия, — объясняет ученый, — это опыт, переживание, способ жить. При этом вера – необходимый ингредиент блюда под названием «иудаизм». Но это не основной ингредиент. Я соблюдаю Шабат не потому, что я верю во что-то. Не потому, что так велел Господь. Я соблюдаю Шабат, потому что это невероятное переживание. Прекрасное переживание.
- Макс И. Даймонт – Евреи, бог и история
- Как технологии овладевают нашими умами
- Сергей Михайлович Абрамов – Про Интернет на уроке физкультуры и про непредсказуемость последствий очередных квантов
- Что не так с ЕГЭ – кстати, ещё в начале 80-х прошлого века на экзаменах в МГУ по своему курсу “Языки программирования. Концепции и принципы.”, я (в качестве лектора и руководителя экзаменационной комиссии) позволял при подготовке к ответу пользоваться любыми материалами, включая учебники и конспекты лекций.
- В точном соответствии с упоминаемой здесь идеей “оценивать уровень знаний/умений/навыков/компетенций, независимо от того, какой справочной литературой пользуется тестируемый на экзамене”.
- Стоит упомянуть, что количество неудовлетворительных оценок было при этом вполне обычным. Получали такие оценки те, кто не понял сути этих самых концепций и принципов, а потому не мог решать предлагаемых задач и отвечать на вопросы о взаимосвязях изучаемых понятий.
- Шпаргалки и иные вспомогательные материалы оказывались совершенно бесполезными.
- DreamStudy – корпоративный университет
-
Школа Монтессори – однако полезно знать, что собственного сына Монтессори спрятала в деревне у чужих людей, сын не видел мать до совершеннолетия.
- Андрагогика
- Портал И.Л.Викентьева – посвящён изучению гениев, гениальности и профессионального креатива, а также методикам творчества, увеличивающим вероятность решения небанальных задач.
- Адольф Львович Фуксман
- Об Адольфе Львовиче Фуксмане
- Выступление Джона Леннокса (John Lennox) – профессора Оксфордского университета – о чудесах и христианстве
Любопытные, но напрямую с темой не связанные
Конструктивная критика приветствуется. Замечания направляйте, пожалуйста, автору – Виталию Кауфману (отправляя письмо, не забудьте убрать антиспам в адресе).