См. также “Культ понимания».
Религиозное поведение
Путь от современного общества до общества культивируемого понимания не может быть лёгким. Слишком много предстоит понять, сформулировать, сделать всеобщим достоянием, встроить в общественный механизм.
Уже поэтому следует ставить перед собой цели, выходящие за рамки индивидуальной человеческой жизни. Следуя Валентину Фёдоровичу Турчину, будем считать и называть поведение с таким горизонтом планирования, выходящим за рамки жизни, поведением религиозным.
Нет сомнений, что любая из мировых религий ставит перед человеком цели, выходящие за рамки человеческой жизни, стимулирует религиозное поведение.
Вместе с тем само слово “религиозный” вызывает у людей весьма неоднозначную реакцию, вплоть до агрессивно-враждебной. Однако я считаю правильным использовать именно это слово – по многим причинам.
Подчеркну важнейшую – культивируя понимание, не следует придумывать новые слова (новые термины) там, где прекрасно работают старые.
Конечно, если заранее договориться избегать слишком вольных ассоциаций, хотя и накопившихся в результате не слишком аккуратного использования (в нашем случае, в течение тысячелетий!), но по сути сбивающих с толку.
Отмечу кстати, что и привычнология рекомендует не торопиться изобретать новые термины. 🙂
Как я уже подчёркивал, спокойное отношение к употреблению здесь понятия религиозности может служить эффективным тестом на способность читателя содержательно воспринимать эти заметки. 🙂
От религиозного поведения к религии
Систему стимулов к религиозному поведению, а также систему поддерживающих эти стимулы институтов и методов (практик) будем называть религией.
Конечно, возможны и реально существуют очень разные религии, каждая со специфической системой стимулов, институтов и практик.
Например, такая религия, как патриотизм, стимулирует религиозное поведение, ставя заботу о родине выше страха смерти. Такая религия, как коммунизм, ставит заботу о наступлении коммунизма выше заботы о своей жизни, и уж тем более выше заботы о жизни чужой.:). Такая религия, как христианство, ставит заботу о вечной жизни в раю выше заботы о благополучии земной жизни и выше страха смерти.
Важно понимать, что религиозное поведение совершенно не обязательно стимулируется так или иначе понимаемой верой, в частности, верой в так или иначе понимаемого Всевышнего.
Вместе с тем нет сомнений, что религия (как система стимулов к религиозному поведению) оказывает мощное влияние на поведение человека в обществе.
Это влияние может помогать человеку справляться с трудностями, быть интегрированным в общество, быть довольным жизнью, быть счастливым, наконец.
С другой стороны, опыт показывает, как разрушительным может быть это влияние, когда религиозные стимулы оказываются направленными на противоборство с людьми, исповедующими иную религию или не исповедующими никакой.
Любая из указанных выше религий-примеров неоднократно приводила к кровопролитным войнам.
Наша цель – постараться построить религию, стимулирующую, культивирующую и распространяющую понимание, взаимопонимание и взаимодействие, одновременно стимулирующую, культивирующую и распространяющую отказ от противоборства там, где возможен достойный компромисс.
Конечно, для этого следует стремиться выделять прежде всего то, что людей объединяет, а не то. что их разъединяет. И затем концентрироваться именно на этом, не позволяя себе и другим уходить от сути дела.
Например, следует выделить для обсуждения общие цели на общем горизонте планирования (о них договориться относительно легко), а не пытаться обсуждать особенности веры – типа строения троицы – о них договориться практически невозможно.
К счастью, с нашими целями подобные особенности, как правило, никак не связаны, нашим целям никак не противоречат, поэтому совершенно незачем о них договариваться.
Религия понимания (*) как двигатель в культе понимания
Требуется двигатель, обеспечивающий движение от современного общества до общества культивируемого понимания. «Религии понимания» предназначена роль именно такого двигателя.
Очевидно, что оценить позитивно конструкцию культа понимания в целом и осознать важность необходимых построений совершенно недостаточно.
Кто-то должен этим заниматься, где-то эти дискуссии должны проводиться, участники должны быть заинтересованы, вдохновлены и поддержаны, результаты должны быть оформлены и сделаны публичными.
Короче, предстоит целенаправленная долговременная работа – работа, с трудом представимая без стимулов, институтов и методов религиозного характера.
Именно для этого и нужна религия понимания.
С другой стороны, очень важно понимать – чтобы стать действенной, религия понимания не требует завершения своего построения. В этом она ничем не отличается от иных религий.
Как и другие религии, религия понимания должна быть (и. надеюсь, окажется) способной начать эффективно работать внутри каждого, кто проникается её идеями, стимулами и методами, даже при отсутствии или недостаточной готовности соответствующих институтов.
Подчеркну, что культу понимания требуется именно религия, т.е. система стимулов, методов и институтов с горизонтом планирования, выходящим за рамки жизни, потому что только при таком горизонте планирования можно обеспечить следование порядку приоритетов, первым из которых названа безопасность.
Безнадёжно строить безопасность, не опираясь на религиозность, в условиях, когда существуют отнюдь не воображаемые, а совершенно реальные опасности, на религиозности основанные.
Ключевые идеи религии понимания
- Религия понимания призвана романтизировать и культивировать
- понимание и озарение, причём на эмоциональном уровне, сопоставимом с тем, на котором традиционные культуры и религии воспевают, скажем, любовь (к партнёру по жизни, к детям, к родине, к Б-гу и т.п.)
- позволяя отдать, наконец, должное эмоциям творца, которого посещает озарение и понимание, постараться поставить эти эмоции на пьедестал, сопоставимый с традиционно воспеваемыми эмоциями мировой культуры
- сохранение и созидание, а не разрушение
- поиск согласованных целей, объединяющего, общего, поиск компромисса, а не поиск разделяющих, а тем более, противопоставляющих целей и аргументов
- скорее способность провести содержательную, продуктивную дискуссию, чем способность победить в споре
- скорее способность сохранить, сделать открытие, понять, объяснить, построить, чем покорить, разрушить, уничтожить
- понимание и озарение, причём на эмоциональном уровне, сопоставимом с тем, на котором традиционные культуры и религии воспевают, скажем, любовь (к партнёру по жизни, к детям, к родине, к Б-гу и т.п.)
- Религия понимания создаётся людьми для людей
- а не, скажем, кем-то внешним по отношению к человечеству (Всевышним, например)
- Религия понимания призвана романтизировать и культивировать сущности в соответствии со следующими приоритетами:
- суть
- красота
- удовольствие
- польза
- гармония
- Религия понимания трактует традиционные приоритеты в следующем порядке:
- надежда
- любовь
- вера
- Религия понимания не нуждается в вере как обязательном атрибуте религиозного поведения. Вполне достаточно надежды
- Вопросы веры не должны быть предметом обсуждения в религии понимания
- С позиции религии понимания особо почитаемые роли в обществе: творец, хранитель, учитель, родитель, строитель, учёный, …. – профессии, основные ценности в которых – за пределами жизни индивидуума
- Открытое, созданное, выращенное, построенное останется после нас, если будет сохранено, понято, применено
- Лучше понимаем, лучше сохраняем, лучше ценим озарение, понимание и творчество в целом – лучше решаем проблемы противостояния, лучше находим компромиссы, лучше убеждаем, лучше умеем искать продуктивный путь развития
- Религия понимания требует организации, близкой к обычной церковной
- в идеале церковь понимания (см. ниже) должна поддерживать религию озарения как основу процветания общества
- поддерживая общую базу различных религий как основу безопасности
- минимизируя напряжения на второстепенных направлениях понимания
- скажем. в вопросах веры
- Сторонник любой другой религии вполне может одновременно исповедовать религию понимания – ведь в ней выделено общее позитивное начало разных религий, не противоречащее желанию “сеять разумное, доброе, вечное”. 🙂
Церковь понимания
Создаёт возможность противостоять радикализму (фашисты, коммунисты, радикальные мусульмане, …), определяя реальные согласованные обществом цели за пределами жизни отдельного человека.
В соответствии и идеями привычнологии, церковь понимания не должна покушаться на быстрое и радикальное изменение существующих реалий, а должна в максимально возможной степени на них опираться и постепенно корректировать. если потребуется.
С другой стороны, церковь понимания по устройству вполне может быть близкой к обычной церковной организации в том смысле, что опирается на поддерживающие структуры (типа Open Source community), осваивает существующие и строит новые “храмы” понимания (в том числе виртуальные!) типа университетов, музеев, форумов, включает подготовку “жрецов” религии понимания (администраторов форумов, членов общественных наблюдательных советов и др.)
Связанные культы
- понимания
- изучения
- (проверяемого) результата
- обучения
- обратной связи
- репутации
- религиозности
- счастья
Дополнения
- Тело, впёрнутое в воду,
- Выпирает на свободу
- Весом выпертой воды,
- Телом, впёрнутым туды.
Об “озарении”
С пониманием тесно связано озарение. Я даже сначала назвал нашу религию «религией озарения», но Николай Мустонен пока охладил мой пыл. 🙂
Основные аргументы Николая (в моей интерпретации):
- суть дела – именно в понимании, а не в озарении
- озарение знакомо далеко не всем, кто прекрасно знает, что такое понимание
- понятно, что такое культура понимания, но совершенно непонятно, что такое культура озарения
Другими словами, вполне можно согласиться, что озарение – праздник понимания, пик, миг удачи.
Но всё-таки именно понимание – повседневная практика и цель “правильной” дискуссии. так что это слово лучше подходит в качестве названия нашей религии.
Тем не менее приведу ниже и свои аргументы “за”. Чтобы было легче обсуждать возможные новые аргументы как “за”, так и “против”.
Во-первых, название нашей религии, обслуживающей культ понимания, претендующее на широкую известность, должно быть привлекательным, ярким, запоминающимся.
Во-вторых, оно должно прямо отсылать к хорошо знакомому состоянию удовольствия, эйфории, даже счастья.
Во-третьих, именно озарение – базовый акт понимания. Ощущаемый как истинное удовольствие, особенно ясно чувствуемый и связанный с сильными эмоциями. когда понимание приходит не сразу, а ощущается как награда за серьёзные усилия.
Озарение вполне может быть ассоциировано с состоянием счастья, хорошо знакомым очень многим, особенно творцам в самом широком смысле этого слова – родителям, воспитателям, кулинарам, строителям, программистам, учёным, инженерам, бизнесменам, музыкантам, художникам ….
Не зря это состояние описывается знаменитым воплем Архимеда: “Эврика!”, с которым он, по преданию, выскочил из ванны, поняв, что тело выталкивается из воды с силой, равной весу воды, вытесненной этим телом – т.е. поняв суть “закона Архимеда” (*). 🙂
Кстати, одно из определений счастья – это состояние программиста в течение первых пяти минут после того, как программа заработала 🙂 – другими словами, наступило взаимопонимание программиста с компьютером.
Ещё одно знаменитое определение счастья: “Счастье – это когда тебя понимают“. 🙂
Надеюсь, теперь понятно, что озарение – очень подходящее слово в названии нашей религии.